Проектная деятельность на уроках информатики

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше,нежели те, которые пришли в голову другим»

Блез Паскаль
ПРИМЕР ВИКТОРИНЫ (Андреева Даша 9э класс): Щербакова Веденеева 9и Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. [2] Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина и др.
Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.
Обучение информатике - это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно - значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами:
ü активно развивающийся учебный предмет; ü наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам); ü интенсивно развивается идея «метапредметности»; ü общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.
Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность. Основные отличия этой образовательной технологии от других видов деятельности: ü направленность на достижение конкретных целей;
ü координированное выполнение взаимосвязанных действий; ü ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; ü в определённой степени неповторимость и уникальность. Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. Разные знания нельзя добывать одним способом, следовательно, не может быть одного метода, одной универсальной методики. Метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит, надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать и совершенствовать. Подобрав правильно тип исследования или проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы, формируя у него необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности. Учебных проектов, реализуемых в рамках предмета «Информатика и ИКТ», не может быть много. Они могут быть расширенны метапредметными проектно-исследовательскими работами.
Формирование УУД в процессе обучения информатики определяется следующими положениями:
формирование УУД как цель образовательного процесса, обеспечивающая целостное восприятие научной картины мира; формирование УУД в информатике происходит в тесной связи с другими школьными предметами, в том числе с математикой;УУД, их свойства и качества определяют эффективность учебно-воспитательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащихся;
отбор и структурирование содержания предмета информатики, выбор методов, определение форм обучения осуществляются с целью формирования конкретных видов УУД;
успешность развития УУД решающим образом зависит от способа построения содержания школьного курса информатики. Содержание общеобразовательного курса информатики можно представить в трех аспектах: алгоритмическом и технологическом; естественнонаучном.
В качестве основных видов УУД рассматриваются личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные действия. На уроках информатики наиболее успешно можно развивать познавательные,знаково-символические и коммуникативные действия. Поэтому урок по информатики с этой точки зрения в большей степени реализует метапредметный аспект информатики, что в становлении современной цивилизации является ключевым.
В рамках обучения информатике на первый план выходит формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- умение корректно осуществлять обобщение согласно задачам и условиям коммуникации;
- умение осознано понимать роль и место информационных процессов в различных системах;
- умение пользоваться понятиями и методами информатики в различных предметных областях;
- умение осуществлять полноту и выдержанность классификаций информационных систем.
Метод проектов можно рассматривать и как наиболее перспективный для формирования выше перечисленных видов УУД. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1. Формируются и отрабатываются:
 Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
 Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
 Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
 Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
 Умение работать в группе, в команде
 Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов один из основных в процессе обучения по новому стандарту

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.
В своей деятельности, начиная с 5 класса, я использую, как механизм развития метадеятельности на уроках информатики, систему творческих заданий.
Творческое задание - это задание, которое даётся учащимся на часть или раздел учебного предмета, которое ученики до этого никогда не выполняли, и не могут выполнить пока не усвоят существенное в данном разделе учебной программы. Его формулировка содержит указание на материал, который должны использовать в работе учащиеся, на основное предметное понятие (или совокупность предметных понятий), которое должно стать средством исследования и средством описания результатов исследования учебного материала, средством создания текста. Творческое задание призвано реализовать следующие цели:
1) создать нечто целое, что «удержит» весь объём учебного материала, соответствующего данной части или данному разделу учебного предмета;
2) усилить осознанность освоения учебного материала учащимися, придать материалу практическую значимость;
3) мотивировать учащихся на изучение того или иного раздела или части учебного предмета.
Творческое задание «удерживает» познавательную и учебную задачи. Познавательная задача направлена на освоение учащимися конкретных предметных знаний и умений, которые приобретаются в результате анализа (исследования) предметного материала.
Учебная задача подразумевает разработку способов исследования и оформления результатов исследования предметного материала - построение теоретических понятий в виде моделей и схем.
Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества.
Планирование раздела - основное назначение состоит в развитии мыслительных и мыслькоммуникативных способностей обучающихся. Это достигается тем, что обучающиеся совместно с учителем строят проект своей учебной деятельности на время изучения раздела (строят способ выполнения ТЗ).
1. Прояснение смысла ТЗ для того, чтобы поставить перед собой познавательную задачу и дать ответ на вопрос, зачем они будут изучать данный раздел учебного предмета «Информатика и ИКТ»
2. Выявление основного затруднения у обучающихся, которое не позволит им выполнить ТЗ (выделяют новые, необходимые для выполнения ТЗ: понятия, знания и умения, учебные пособия (средство достижения целей))
3. Детализация знаний и умений. (Перевод возникших затруднений в проблему и постановка учебной задачи)
4. Выделение этапов выполнения ТЗ (календарный план работы на раздел) (этапы, действия, консультации, самостоятельная работа, сроки выполнения каждого этапа, точки контроля, образовательные результаты)
Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм». Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки.
Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий