Проектная и исследовательская деятельность



Проектная – исследовательская деятельность - это метод образования направлен в первую очередь на развитие творческих способностей учащихся, формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных, оформление результатов.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности

учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации);
творческие проекты;
практико - ориентированные (практические).
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация). 



Общие требования к оформлению работ

1. Работа выполняется на листах формата А4.

2. Сдается в сброшюрованном виде в пластиковой папке.

3. Общий объем работы 15 - 20 листов. (в ПЕРВОЙ РАБОТЕ ОТ 8 ЛИСТОВ)

4. Страницы нумеруются.

5. Номер страницы на титульном листе не ставится.

6. Работа должна быть выполнена на компьютере через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 12  (14 – допустимо для первой работы).

Поля страницы.

верхнее - 2,5 см,

нижнее - 2, 5 см,

левое - 3,0 см,

правое - 1,5 см.

7. Приложения в общий объем работы не входят.

Структура исследовательской или проектной работы

№ п/п

Наименование

Минимальное количество страниц

Примечание

1

Титульный лист

1

Нумерация страниц не ставится

2

Содержание

1


3

Введение

1

 Цель, задачи, объект исследования

4

Глава 1

    1.1

     1.2

От 5

Основные теоретические сведения

5

Глава 2

      2.1

      2.1

 

Исследовательская часть (при наличии практической части исследования)

 

6

Заключение

1

Выводы

7

Список литературы

1





 

 

 

ПАМЯТКА УЧЕНИКУ,  ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сложен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все предметы, окружающие нас, появились в результате такого процесса. Прочти эти советы и начинай!

1. Выдели и осознай проблемы. Чем бы ни занимались люди, всегда возникают проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Нужно четко сформулировать, что ты собираешься делать.

2. Не зацикливайся! Расширяй кругозор! Разбуди в себе талант исследователя! Копи идеи!

Следующий шаг - найти как можно больше информации по твоей проблеме. Записывай все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы. Продумай:

ФУНКЦИИ - для выполнения каких функций нужен объект?

ВРЕМЯ - как долго ты будешь решать эту проблему?

МАТЕРИАЛЫ - какие материалы имеются в твоем распоряжении ?

СТОИМОСТЬ - сколько это будет стоить?

ВНЕШНИЙ ВИД - какому дизайну ты отдашь предпочтение?

Работая над проектом, помни, что простые идеи - часто лучшие идеи!

3.     Не распыляйся! Не расслабляйся!

Сейчас ты должен составить план работы над своим проектом. Запиши, что и в каком порядке ты будешь делать. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

4.     Не замыкайся!

Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей. Твои вопросы говорят не о скудости твоего интеллекта, а о гибкости твоего сознания, желании добиться оптимального, качественного решения проблемы.

5. Оцени себя сам! Будь объективен!

Решил ли ты проблему? Может быть, тебе необходимо изменить свой проект. А может быть, начать заново. Очень небольшое количество идей безупречно; всегда есть путь для улучшения! 

 

Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке

1.            Перед поиском информации сообщите библиотекарю тему и цель своего запроса, что Вам известно о предмете поиска.

Например: «Я пишу проект (исследовательскую работу). Мне нужна литература о ____. Об этом мне известно ____». Это облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

2.            Если у Вас имеется рекомендательный список литературы к проекту, предложите его библиотекарю. Это тоже облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.

3.            Помните, что поиск литературы нужно начинать с изучения каталогов и картотек. Они содержат наиболее полную информацию о литературных источниках библиотеки.

4.            Знайте, что в библиотеке имеются разные помощники в выборе книг (журналов): справочно-библиографический уголок, рекомендательные списки, картотеки, каталоги.

5.            Каталожная карточка повторяет элементы титульного листа книги (имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц), шифр, под которым она расположена на книжной полке, иногда и краткие сведения о содержании произведения.

6.            Каталожная аннотированная карточка включает в себя: рисунок, аннотацию на книгу, сведения с титульного листа книги.

7.            Если Вам известен автор и название книги, и нужно установить наличие этой книги в библиотеке, обращайтесь к алфавитному каталогу. В нем все карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов.

8.            Если Вам нужно установить наличие в библиотеке какого-либо журнала, обращайтесь к картотеке периодики.

9.            Если нужно узнать, в каком журнале напечатана интересующая Вас статья, обращайтесь к систематическому каталогу статей.

10.          Если Вас интересует какая-то определенная тема (например, «солнечная система»), и Вы хотите узнать, какие книги или журналы есть в библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу или систематическому каталогу статей.

11.          Систематический каталог содержит сведения о книгах, имеющихся в этой библиотеке. В нем карточки расположены в соответствии с содержанием произведений (статей) по определенным отраслям знаний (по космонавтике, искусству, истории и т.д.). Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке.

12.          Помните, что систематический каталог связан с расстановкой книг на полке. По индексу того отдела каталога, где собраны интересующие Вас карточки, можно легко найти соответствующие книги на полке. Индекс – это «адрес» книги на полке.

13.          Рекомендательный библиографический указатель содержит сведения о лучших книгах, изданных за определенное время, а не имеющихся в этой библиотеке.

14.          Внимательно изучите каталог или картотеку. Из каталожной карточки выпишите фамилию автора, название книги, индекс отдела. Теперь можете приступать к поиску нужной книги на стеллажах.

15.          Помните, что книги на полке расставлены слева направо, корешком наружу, по разделам и по алфавиту фамилий авторов.

16.          Если Вы испытываете трудности в поисках книги, узнайте у библиотекаря, на каких стеллажах можно посмотреть литературу по интересующему вопросу.

17.          Помните, что тематику книги помогают определить заглавие книги и иллюстрация на обложке. Но лучше заглянуть в книгу и ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале и отобрать нужные Вам книги.

18.          Если Вам нужно узнать даты жизни и деятельности выдающегося ученого, обращайтесь к Большой советской энциклопедии.

19.          Вам нужно уточнить дату какого-либо исторического события, обращайтесь к исторической энциклопедии.

20.          Если нужно узнать значение какого-то слова, обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов. А если этимологию слова – к этимологическому словарю.

21.          Вам нужно подобрать литературу о творчестве какого-то писателя или поэта, обращайтесь к библиографическому указателю, систематической картотеке и справочной литературе.

22.          Помните, что для проекта в первую очередь нужно искать информацию в книгах и журналов последних лет изданий.

23.          Если в библиотеке в настоящее время нет нужной книги (журнала), заполните листок требования на книгу, библиотекарь вложит его в читательский формуляр, и в следующий раз Вы сможете поработать с нужной книгой (журналом).

 

Работа с литературными источниками

 Этапы работы 

1)Общее ознакомление

Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо изучить.

2)Внимательное чтение по главам и разделам

Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Выделите наиболее важные тексты.

Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

Изучая книгу (журнал), надо обращать внимание на схемы, чертежи, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.

При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

3)Выборочное чтение

Перечитайте наиболее важные тексты. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал.

4) Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана запишите наиболее важную (существенную) мысль.

5) Выписки из прочитанного

Читая книгу (журнал), следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, разделенной на абзацы и пункты. Что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.

Помните основной принцип выписывания из книги или журнала: лишь самое существенное (важное) и в кратчайшей форме!

Не забывайте о ссылках на источники информации.

При работе с книгой или журналом Вы можете использовать три основные формы выписывания: дословная выписка (цитата), выписка «по смыслу» (тезис), конспективная выписка (конспект).

Знайте, что карточная система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной. Карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения.

6) Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Сравните и сопоставьте прочитанное с другими литературными источниками. Отметьте общее и отличительное в решении проблем

7) Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обратите внимание на объективность суждений.

 Памятка для подготовки публичного выступления

1.Общие рекомендации.

·   Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

·   Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.

·   Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

·   Употребляйте только понятные вам термины.

·   Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

·   Подумайте и составьте возможные вопросы.

2. Техника подготовки.

·   Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

·   Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

·   Заранее продумайте детали своего рабочего места.

·   Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

·   Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему.

·   Начните свое выступление с приветствия.

·   Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

·   Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

·   Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

·   Старайтесь ответить на все вопросы.

4.  Вопросы оппонентов.

·   Помните о возможности попросить повторения вопроса.

·   Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

·   На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

·   Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

·   Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

·    После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

·   Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

 

Требования к составлению списка используемых источников

Список использованной литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам.

Ссылка на книгу

  • Фамилия и инициалы автора; точка;
  • Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;
  • Место издания, точка и двоеточие;
  • Название издательства, запятая;
  • Год издания, точка;
  • Тире, количество страниц в книге, точка;
  • Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена.

Пример:
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.

Ссылка на статью из сборника:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  • Заглавие статьи, точка, //;
  • Название сборника, точка, тире;
  • Место издания, точка, двоеточие;
  • Название издательства, запятая;
  • Год издания, точка;
  • Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.

Пример:
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104

Ссылка на статью из журнала:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  • Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
  • Название журнала, точка, тире;
  • Год издания, точка;
  • Тире, номер издания, точка;
  • Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.

Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.

Ссылка на источник, взятый из Интернета:

  • Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка;
  • Название документа (если есть), точка;
  • Дата публикации (если есть), точка;
  • URL ресурса (подчеркнуто), точка.

Пример:
J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ:

 ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 

КАК ОФОРМИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий